Игорь Вадимович ЛЕСКОВЕЦ, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой,
Вадим Иванович СЁМЧЕН, старший преподаватель,
Анатолий Евгеньевич НАУМЕНКО, канд. техн. наук, доцент
Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования Белорусско-российский университет, г. Могилев, Республика Беларусь
Одним из направлений развития современного краностроения является снижение массы механизма подъема. Проанализировано влияние кратности полиспаста на эту массу, как сумму масс блоков, каната и барабана. Расчетным путем установлено, что изменение кратности полиспаста от двух до 10 может снизить массу механизма подъема до 20%. Для обоснованного выбора кратности полиспаста, позволяющего минимизировать массу механизма подъема, необходимо производить предварительный проектировочный расчет по разработанной методике.
Ключевые слова: грузоподъемный кран, механизм подъема, кратность полиспаста.
Одной из тенденций современного краностроения является производство средних и тяжелых кранов мостового типа с электроталью в качестве механизма подъема, что позволяет производителю сократить номенклатуру грузоподъемных механизмов и снизить стоимость производства. Важным является установление параметров, позволяющих снизить массу металлоконструкции электротали [1]. Согласно исследованиям авторов, для элекроталей с грузоподъемностью до 5 т и высотой подъема груза до 20 м оптимальной является кратность полиспаста равная двум при использовании механизма подъема с одноканатной навивкой. При большей грузоподъемности рекомендуется использовать механизмы с двухканатной навивкой. Распространенная методика расчета параметров механизма подъема [2] позволяет выбрать параметры каната, блоков, барабана, редуктора и двигателя, но не определяет такие, при которых механизм будет обладать наименьшей массой. Авторами установлено, что масса двигателя и редуктора механизма подъема зависит от мощности, затрачиваемой на подъем и опускание груза т.е от массы груза и скорости подъема. Перспективным является исследование возможности уменьшения массы блоков, канатов и барабана при обеспечении надежной работы в эксплуатации.